Не облекайте истины одеждою лжи.
Не скрывайте истины, когда вы ее знаете
 Коран.

Предисловие

Как только ни отвечают на вопрос: Куда исчезла Волжская Болгария?

Самое простое и всем понятное объяснение дают учебники по истории: пришли монголы, разгромили и покорили Волжскую Болгарию. На этом она перестала существовать, а волжские болгары смешались с монголами и переняли их название татары.

Но ведь монголы и Русь покорили. Почему-то она не исчезла, а русские остались русскими.

Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Болгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды,  а волжские болгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в XIV –  XV веках,  в результате смешения болгар с кипчаками (половцами). Тут возникают вопросы: почему болгары не превратились, например, во французов, а обязательно в татар? Почему другие народы Поволжья – такие же подданные  Золотой Орды - ни в кого не превратились?

Есть утверждения, что волжские болгары трансформировались в казанских татар в так называемом Казанском ханстве – «осколке» распавшейся Золотой Орды. Но и это не соответствует действительности.

Самым авторитетным из официально «научных» утверждений является утверждение советника президента Республики Татарстан по политическим вопросам, директора института истории АН РТ Хакимова Р.С., что Волжскую Болгарию «поглотила» Золотая Орда, а казанские татары сформировались как народ в XIX веке. Если не задаваться вопросом: почему Золотая Орда не поглотила Русь и другие государства, а только Волжскую Болгарию, то в отношении имени народа это хронологически самое близкое к истине утверждение. Действительно, в Поволжье  ни во времена Золотой Орды,  ни в Казанском царстве, никогда никакого татарского народа не было. Исторические факты однозначно свидетельствуют, что волжские болгары называли себя болгарами не только в XIII – XIX веках, но даже в начале XX века. Но почему тогда Ленин создал в 1920 году Татарскую республику (ТАССР), а не Болгарскую?

Где же истина? Кто её прячет  и зачем?


«… я думаю, … теперь, прежде всего
мы обязаны отечеству истиной…
П.Чаадаев

«… бойся ложного знания.
От него все зло мира».
Л.Н.Толстой


Куда исчезла Волжская Болгария?

Все мы знаем, что в средние века на Волге было цветущее государство Волжская Болгария. Куда же она исчезла?

Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте выяснить, когда и как она образовалась.

Достоверно известно, что в VII веке умер балтавар Кубрат - правитель  Великой Болгарии (балтавар означает царь, хан, султан и т. п.). Земли Великой Болгарии занимали современную Украину и Северный Кавказ. Могила балтавара Кубрата найдена на Украине, близ деревни Перещепино Полтавской области. Нашел её мальчик-пастух, который в один прекрасный день в 1902 году, выгуливая скот, провалился в яму, где обнаружил золотой кувшин. Этот кувшин он принес матери, а та, испугавшись, что это может быть краденая вещь, отнесла властям. Были произведены раскопки, в результате которых найдено много золотых предметов и, в частности, золотое кольцо с гравировкой имени Кубрата. Сегодня все эти предметы, предназначенные в свое время для жизни балтавара на том Свете, хранятся в Эрмитаже. Они являются важным археологическим материалом, подтверждающим достоверность писаных исторических источников, в частности Византийских. Как известно, Великая Болгария поддерживала тесные связи с Византией.

В 1997 году Эрмитаж и правительство республики Татарстан организовали выставку этих золотых предметов в городе Казани. Выставка была приурочена II конгрессу татар и называлась Золото хана Кубрата.

Так вот, после смерти балтавара Кубрата, его империя распалась. Один сын его - Аспарух, со своими людьми ушел на Дунай и создал Дунайскую Болгарию, которая существует и сегодня. Другой сын - Котраг, ушел на Волгу и создал Волжскую Болгарию. Столицей её был город Болгар, который сохранился, расположен на берегу реки Волги вниз по течению примерно в 120 км. от Казани, и сегодня является центром Спасского района Республики Татарстан.

Официальной датой образования государства Волжская Болгария считается  922 год. Именно в том году Багдадский халиф прислал в город Болгар большое посольство, в составе которого были мусульманские проповедники и строители. Царь Алмуш – тогдашний правитель Волжской Болгарии -  принял ислам и стал верноподданным Багдадского халифа. Это описано секретарем посольства Ахмедом ибн Фазланом. Его записи сохранились, переведены и изданы отдельной книгой под названием Путешествие Ахмеда ибн Фазлана на Волгу.

Волжская Болгария достигла больших успехов в своем развитии.  Письменные источники тех времен называют её страной тысячи городов, Великой Болгарией. И не ради красного словца так писали, а с целью точно выразить её суть. К слову сказать, Дунайскую Болгарию называли Малой Болгарией. И действительно велика была Волжская Болгария. Например, столица её была раза в три больше по площади, чем Париж тех времен. В центре города возвышались царский дворец и Соборная мечеть. В городе чеканились монеты, были общественные бани с водопроводом, канализацией и центральным отоплением.

Ещё Волжскую Болгарию называли царством разума, и опять же не просто так, а потому, что здесь большого развития достигли такие науки, как история, медицина, астрономия, математика. Известно стихотворение поэта Сайфи Сараи аль Болгари, который как об обычном явлении, пишет о вращении Земли вокруг Солнца. И это лет за 300 до Коперника! Поэма великого болгарского поэта Кул Гали Юсуф и Зулейха, написанная в начале 13 века, признана сокровищницей мировой литературы и, если Вы помните, ЮНЕСКО объявил 1983 год годом Кул Гали. Многочисленные надписи на керамике, на ювелирных изделиях и, особенно на камне, показывают широкое распространение грамотности среди населения. В Волжской Болгарии хорошо были развиты черная и цветная металлургия, металлообработка, гончарное, ювелирное, кожевенное ремёсла, а также резьба по дереву, камню и  кости. Об уровне развития черной металлургии свидетельствует, например, тот факт, что волжские болгары первыми в Европе начали выплавлять чугун! А хорошо обработанная кожа среди тюркоязычных народов Азии до сих пор называется болгари. Сельское хозяйство тоже было сильно развито. Например, русские летописи свидетельствуют о том, что в неурожайные годы русские князья ездили в Болгар и покупали хлеб.

И, конечно же,  такое прогрессивное развитие было возможно только при наличии торгового центра: в столице Болгарии был большой рынок. Он назывался Ага базар. Здесь проводилась большая, ежегодная, международная ярмарка. Туда съезжались купцы со всех концов Света. Денежной единицей волжских болгар была беличья шкурка. И сегодня казанские татары копейку называют  тиен, что в переводе на русский язык означает белка.

Болгары были сильны и в военном искусстве. Об этом можно смело утверждать, зная, что они - единственный народ в Европе, разбивший войска Чингис хана. Это было в 1223 году. Войска Чингис хана, покорив всю Среднюю Азию, прошли через Кавказский хребет и вышли в половецкие степи. Здесь произошла битва на реке Калка, в результате которой, как мы знаем, объединенные русско-половецкие войска были разбиты и монголы взяли Киев. Затем они пошли на восток, на Волжскую Болгарию. Волжские болгары хорошо подготовились к встрече. Они построили специальные фортификационные сооружения, куда заманили врага и дали бой. Летопись пишет, что немногие спаслись бегством. Болгары взяли огромное количество пленных, называется цифра в четыре тысячи воинов. Этих пленных болгары не убили и не продали, а обменяли на баранов. На позорном для Чингис хана условии: одного барана за одного воина. Наверное, этого позора и не вынесла душа сотрясателя вселенной - вскоре Чингис хан умер. Битву эту назвали «бараньей битвой». Тринадцать лет после этого татаро-монголы штурмовали Волжскую Болгарию. Известны большие походы 1229,1232 и 1235 годов, но всякий раз были биты и отступали. И только в 1236 году, собрав несметные полчища, сумели одолеть её и прорваться через Волгу на Запад, в русские земли.

Какой народ, какое государство Европы сдерживало натиск татаро-монгольских войск хотя бы один год?

Очень дорого обошлась Волжской Болгарии эта историческая миссия: Великие города Болгар и Биляр были разрушены, многие города лежали в руинах. Болгария стала провинцией Золотой Орды и, как все, платила дань.

Но жизнь потихоньку восстанавливалась, город Болгар был отстроен заново, по-прежнему зашумел Ага-базар разноязыкой речью.

И вот наступает 1396 год. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Болгарии завелась ересь, предпринимает опустошительный поход и предает её огню и мечу. Град Великий Болгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Болгарии Абдулла патша убит. Удается спасти  его сыновей Галим бека и Алтын бека. Их увозят на север и прячут в маленьком болгарском городе под названием Казань. Город Болгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Болгарии. Символ величия Волжской Болгарии и источник её экономической мощи - Ага базар переносится вверх по Волге на Гостиный остров, расположенный около Казани. Параллельно Казань станут называть Болгар аль джадид, что в переводе означает Новый Болгар. Казань полностью приняла эстафету города Болгар.

Начался новый, казанский период Волжской Болгарии. Не Казанского ханства - осколка Золотой Орды, как нас учили, а именно Волжской Болгарии. Болгарская государственность не прерывалась, болгарский народ, как жил здесь, так и продолжал жить. Русские летописи называли это государство Болгарским царством, и вообще не знали и не употребляли термин Казанское ханство. Так же поступали и летописцы всех других стран. Например, в географических картах тех лет, составленных в Европе, Казань и её земли обозначаются термином Bulgaria Magna, т.е. Болгария и не просто Болгария, а Великая Болгария.  А вот как характеризуют Казань документы из Турции. Казань …- столица Болгарского вилайета, прекрасный и благостный город - один из великих городов исламского мира. Обратите внимание, это сказано в 1550 году, за два года до покорения  её Москвой.

В XV веке Москва начала заявлять свои претензии на болгарские земли. С переменным успехом Москва и Казань соперничали примерно сто лет. Известно, что в 1487 году московский князь Иван - III сумел подчинить себе Казань. Летописцы писали: Лета 6995 июля в 9 день воеводы же великого князя ... болгарский град Казань взяша и царя Казанского Алегама поимаша и с царицею, и матерь ево, и братию ево, и сестры ево изымаша, и всех привели к великому князю на Москву. Примечательный факт: после подчинения Казани первым делом Иван - III присвоил себе титул князя болгарского. Не татарского, а болгарского. Вы знаете, что все русские правители добавляли к своему титулу название присвоенной земли. Например, был князь Московский. Он взял Владимир и стал называться князь Московский и Владимирский; взял Суздаль - стал называться князь Московский, Владимирский, Суздальский. А взял Казань - стал называться ещё и болгарским. Очевидно, что в 1487 году на территории современной республики Татарстан не было никаких татар и не было татарского государства.

Примечательно, что у последнего Российского правителя - императора Николая - II, полный титул содержал более 50 названий земель, которыми он владел. И одна из них - князь болгарский. И Петр -I был князем болгарским, и Екатерина -II, и Иван Грозный, и все остальные.

Что же предпринял Иван - III вторым делом, после покорения Казани?

Вторым делом он лишил Казань права проводить Всемирную  ярмарку. Новым местом для неё он определил Макарьевскую слободу под Нижним Новгородом. С той поры весь доход от ярмарки стал течь в его карман. Как видим, именно экономический интерес преследовал Иван III, завоевывая Казань, а не национальный или религиозный. И как следствие, Москва стала усиливаться ещё быстрее, а Казань слабеть. После того, как Казань несколько раз освобождалась от Московской зависимости, в 1552 году Иван - IV окончательно покорил её. Но Болгарское царство он не ликвидировал. Уже после его смерти её преобразовали в Казанское воеводство, а Петр I - в Казанскую губернию.

Во времена царствования Петра -I начала устанавливаться в России традиция называть все мусульманские народы татарами. Это произошло потому, что западноевропейские ученые, которых Петр -I во множестве пригласил в создаваемую им Академию наук, называли все восточные народы татарами, в том числе и русских. Однако, когда они стали представлять науку Российского государства, то оставили это название только за мусульманскими народами. И это  понятно: сами себя они не хотели называть татарами.

Но мусульманские народы России никогда не называли себя татарами. Например, в 19 веке великий русский историк Карамзин Н.М. в знаменитом труде История государства Российского пишет так: Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей. (История государства Российского, СПб, 1818, т.3, с.172).  Ясно, что слово татары было общей  для всех мусульман кличкой времен тюрьмы народов. Как видим, в 19 веке татар в России не было. Откуда же взялись татары после 19 века?

История волжских болгар в составе Российского государства отмечена непрерывной цепью национально-освободительных войн. Русские летописи вплоть до 18 века полны сообщений типа, болгаре окаянные опять восстали.

И все эти восстания имели главной целью возрождение Волжской Болгарии. Суверенитет был нужен для обретения человеческого достоинства.  Российские власти ни за что не хотели считать мусульман людьми, равными христианам. Болгары - мусульмане и налог платили больше, и мечети строить не имели право, и книги издавать им запрещали, и в солдаты отдавали большее число джигитов, и в избирательном праве были сильно ограничены. Письма и обращения с просьбой  предоставить равные права не имели успеха. В таких условиях государственный суверенитет представлялся единственным средством обретения человеческого достоинства и народ восставал. Все восстания жестоко подавлялись, но все они имели главный лозунг - возрождение независимой Волжской Болгарии. Очень большое значение для судеб России имело восстание болгар 1753 - 55 годов, которым руководил достойнейший из сынов болгарского народа мулла Батырша. Он призывал возродить Болгарию. Российская империя хоть и потопила в крови это восстание, но в соответствии с требованиями восставших, вынуждена была разрешить мусульманам строить мечети и создать свое духовное управление. А с 1862 по 1922 годы выразителем интересов народа была мощная народная организация Совет волжских болгарских мусульман, имевшая главной целью возрождение Волжской Болгарии. Эта организация была воистину народной. В суровых условиях царского самодержавия, в условиях угнетения народов она имела силы  даже на вооруженную борьбу против царских войск и порой насчитывала в своих рядах до 50 тысяч человек.

 Совет волжских болгарских мусульман выражал интересы тех людей, которые ставили своей целью, во что бы то ни стало, сохранить родное имя болгары, добиться свободы и торжества Истины, изгнать зло и насилие из жизни. Лидер её Сардар Ваисов как-то писал императору Николаю II: Мы подняли зелёное знамя с изображением звезды и полумесяца…, защищаем наши религиозные, национальные и политические права, ведя священную борьбу против правительства угнетателей. Как видим, возрождение собственной государственности для волжских болгар не было самоцелью, а было средством обретения человеческих прав и свобод; необходимым условием достойной жизни. И народ понимал, что добиться человеческого достоинства и благополучия можно только восстановив свою родную Волжскую Болгарию. Тут уместно будет сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды,  российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами.

Итак, мы подошли к ХХ веку, и видим, что и в начале 20 века татары в России ещё не появились. Не пришли ещё татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб в 1907 году, гдк прямо записано: Татар, как отдельного народа не существует. И далее продолжает, что термин татары - собирательное название  тюркских народов. (Для примера можно напомнить, что такое явление - называть разные народы одним именем - мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название индейцы применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени – могикане, гуроны, майя и т.п.; термин советский народ был собирательным для всех народов Советского союза. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом).

Очевидно, что болгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге История Казани, изданной в 1988 году  Академией Наук РТ, (Книга I, стр.40): Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами.  Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских болгар в казанских татар. Почему и как это произошло?

В начале ХХ века великорусский шовинизм переживал свой зловещий расцвет. И не всем было дано стойко противостоять его гнету. Многие не выдерживали. И вот под этим давлением этнонимическое сознание волжско -  болгарского народа раскололось на три больших течения. Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских болгарских мусульман, называемое ещё Ваисовским движением по имени лидеров её – отца и сына Ваисовых.

Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии татары. Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно  явилось выражением  шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г.Ибрагимов, именем которого названы институт языка, литературы и истории (ИЯЛИ) АН РТ, и один из проспектов нашего города, так изложил основной тезис татаризма: Мы не только тюрки, мы и монголы. Мы - люди, мы – монголы; мы - тюрки; мы - татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой. (1912год)

Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХ века татарского народа ещё не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой татары было таким, что народ её считал ругательным словом. Сам же Ибрагимов Г. и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя, со словами: почему ты оскорбляешь меня? Каким надо быть подлецом, чтобы после этого навязывать родному народу ненавистную кличку татары!

Третье течение, наверное, можно назвать рациональным. Его характеризовало стремление отстоять Истину и справедливость разумными политическими  методами.

Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917 года, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане Внутренней России созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С.Максуди. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже, в Сорбонском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии Иттифак аль муслимин (Союз мусульман), которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских болгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и др., которых власть называла татрами.

 Два созыва подряд С.Максуди был депутатом Государственной Думы, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что термин татары … историческое недоразумение, что называть нас татарами неверно.

    Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917 года была провозглашена национально - культурная автономия Идель - Урал штаты, территория которой включала  исторические земли Волжской Болгарии. Нейтральное название республики Идель – Урал, ни Болгария, ни Татария, обусловлено борьбой татаристов против С.Максуди. С.Максуди никак не хотел употреблять термин татары. Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе - парламенте республики Идель – Урал, руководил все тот же Г.Ибрагимов. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени болгары в сознании народа. Если бы республика была названа Болгарской, то её силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских болгарских мусульман.

Тем не менее, национальная государственность Идель – Урал  штаты явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Её Конституция, подготовленная С.Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России - это федерация. Он говорил: … мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа.  Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры.

В апреле 1918 года большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С.Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж.  Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты  об избавлении родного народа от большевистского ига - этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации татары не что иное, как историческая ошибка…. Вернуться в окаянную Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбонского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он - профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного Собрания и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка - отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.

Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава Богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993 году Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая  не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские болгары на протяжении веков, осуществилось. Русское иго кончилось!

Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С.Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния.

Уже через три месяца после объявления республики Идель – Урал к власти пришли большевики. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало царства добра и справедливости. Большевики разгромили и республику Идель – Урал, и Совет волжских болгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г.Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М.Султангалиев. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики Идель – Урал. Поэтому площадь возле Национально - культурного центра (НКЦ) города Казани, где установлен памятник свободе Хоррият, названа его именем: площадь Султангалиева. Это ли не кощунство!?

Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКПб) в январе 1920 года. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание болгарского народа против безбожного имени татары. Это восстание известно под названием Вилочное восстание. Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 годов. Опять умерло много народа. Выжившим было не до национальной гордости, не до национального имени. Так большевики расправились с духом независимости болгарского народа.

           27 мая 1920 года Ленин подписал декрет об образовании татарской республики.

Акт насильственного навязывания волжским болгарам позорной клички татары в качестве национального имени совершился. Эту дату  - 27 мая 1920 года – можно считать датой исчезновения волжских болгар и появления казанских татар.

После образования Татарской АССР всех болгар официально стали называть татарами, болгарскую культуру - татарской культурой, а болгарский язык - татарским языком.

Вот откуда появились татары: не из Монголии они перекочевали, а искусственно созданы декретом Ленина.

Мировая общечеловеческая практика такова, что имя народа  определяет название государственного образования. Например, жили на своих землях белорусы - для них создали Белорусскую республику, жили чуваши - создали Чувашскую республику и т.д. Здесь же произошло обратное: назвали республику татарской, чтобы навязать болгарам кличку татары.

Ошибкой по неведению это не может быть, Ленин знал, что мы болгары.  Значит, это есть осознанное, злоумышленное деяние. Какой злой умысел имели большевики, искусственно создавая татарскую республику?

Сегодня  не секрет, что большевики явились продолжателями худших традиций имперской политики в национальном вопросе, а именно: великорусского шовинизма. Такие его свойства, как чувства неприязни и злобы человека к человеку по национальному признаку, были благодатной почвой для формирования классовой ненависти в человеке. Оставалось только сохранить и углубить их. С этой целью народы делились на хороших и плохих, на старших и младших. Чтобы исторически обосновать эту политику, искажалась история всех народов России. В первую очередь история русского и болгарского народов. Большевикам нужен был второсортный татарский народ в качестве исторического пугала, для нагнетания психоза враждебности и ненависти в народе, а татаристам – тоже татарский народ, но только в качестве первосортного, самого великого, который сумел бы возродить Золотую Орду и поставить русских на место. Для достижения этих великих целей тоже нужно было воспитывать взаимную злобу и неприязнь между  двумя самыми большими народами России. Поэтому то интересы большевиков и татаристов совпали, поэтому то большевики, пользуясь властью, поддержали татаристов и создали татарскую республику.

Общечеловеческая мудрость призывает всех познать Истину и возлюбить ближнего своего, а РКП(б) сделала все наоборот: материализовала ложь в форму ТАССР и создала из болгар татарский народ,  как живое воплощение исторического образа врага. Одним словом создала  искусственный источник ненависти и злобы между людьми.

В политические расчеты  коммунистического правительства России входило ещё намерение разделить болгарский народ на составляющие части и снять с повестки дня вопрос о создании большой по территории Болгарской республики. В результате реализации Сталин­ского плана создания Башкирской и Татарской советских республик волжско-болгарский народ был разделен на две части.

Очевидно, что большевики назвали республику татарской в угоду своим античеловеческим политическим расчетам, во имя вечного торжества зла и насилия.

Об учете волеизъявления народа в условиях диктатуры компартии и речи быть не могло. Название республики определили вопреки воле народа, грубым декретированием сверху. Это является показателем неправомерности действий российского правительства большевиков и незаконности названия татарская, созданной ими республики.

Конечно же, на следующий день после подписания декрета болгары не начали называть себя татарами. Более того, народ активно противился такому позору. О восстании «вилочников» мы уже упомянули: противостоять силой большевикам не удалось. Поэтому народ просто продолжал называть себя болгарами. Например, известный русский историк Худяков М. издал в 1922 году исследование о мусульманской культуре Поволжья, где он свидетельствует: Масса современных Казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя болгарами. (М.Худяков, Мусульманская культура в Среднем Поволжье, Казань, 1922г., стр.15/.  

Обратите внимание, после образования ТАССР прошло уже два года.

            В 1926 году большевики провели всесоюзную перепись населения. Итоги её были ошеломляющими: 1,5 миллиона человек назвали себя болгарами. После этого разворачивается беспрецедентный террор против ученых - историков, писавших правду, и против религиозных деятелей, этих хранителей памяти народной. Много, очень много честных историков и ученых - теологов сгинуло в те годы от рук большевиков. Памяти народной был нанесен страшный урон. Но этого мало, по приказу сверху вся история переписывается так, что изображает волжских болгар татарами, пришедшими из Монголии. А затем вводится сталинская паспортная система, которая беспощадно фиксировала болгар татарами. Но даже в условиях жестоких репрессий болгары продолжали называть себя болгарами, а деятели культуры и науки с риском для жизни пропагандировали истину. Например, поэт М.Джалиль и композитор Ф.Яруллин написали оперу «Алтынчэч» («Золотоволосая») о борьбе волжских болгар против татарского ига. Получилось красивое, талантливое, героическое произведение. Авторы ее,  несомненно, были достойны уважения и заботы, но их отправили на фронт, хотя в Казань в то время  эвакуировали многих писателей и композиторов из западных районов страны.  Так татаризм расправлялся с носителями истины в годы войны. Только лживая культура для татаристов дорога и ради неё они способны на любое варварство. Так в 1944 году вслед за депортацией некоторых народов СССР Сталин планировал  выслать на Алтай и казанских татар. Казань хотели переименовать в Волгоград. На этот раз Провидение сжалилось над нами. В последний момент Сталин решил отложить это мероприятие до лучших времен, чтобы не ослаблять тыл, т.к. республика давала только хлеба больше, чем Горьковская, Московская и Калужская области вместе взятые; производила  самолеты, двигатели и прочую продукцию военного назначения; и фронт много потерял бы. ЦК ВКП(б) решил ограничиться «разгромом» татарского обкома  партии, который был обвинен в потере бдительности и непринципиальном отношении к национализму, возрождение которого,  якобы, было допущено в книге «Очерки по истории ТАССР». В этой книге, подготовленной к тому времени учеными республики, была изложена правдивая история о том, что мы болгары. Книгу приказали уничтожить.

            Однако свою лепту в дело возрождения Истины ученые – историки все-таки сумели внести. Этот великий подвиг они совершили в апреле 1946 года. Именно в апреле 1946 года в Москве состоялась специальная научная сессия при АН СССР, посвященная проблеме этногенеза казанских татар. Она была организована  отделением истории АН СССР. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые: историки, археологи, этнографы, языковеды и др. специалисты, среди которых такие известные как Тихомиров М.Н., Греков Б.Д., Дмитриев Н.К., Якубовский А.Ю.. Один из основных докладчиков - историк и археолог Смирнов А.П., посвятивший всю свою жизнь изучению Волжской Болгарии, касаясь этнического самосознания народа подчеркнул, что татары испокон веков называют себя болгарами. Известный языковед-тюрколог Заляй Л. установил, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка болгар. Выдающийся тюрколог Якубовский А.Ю. отметил, что население Татреспублики, занимающее территорию былого Болгарского государства, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время;  мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной республики составляют древние болгары…. Главный вывод научного форума изложил академик Греков Б.Д.: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношениии их является исторической ошибкой.

Но силы зла были ещё сильны, советская власть положила под сукно решение этой сессии АН, а многих ученых, принявших участие в ней, опять же репрессировали. Когда умер тиран и ослабли позиции зла, огромный вклад в дело защиты этнонимического сознания народа от тлетворного влияния лжи и невежества внесли такие известные ученые как Халиков А.Х., Каримуллин А.Г., Закиев М.З., Алишев С.Х., Бариев Р.Х.

Но есть один ученый и просто патриот своего народа, деятельность которого, несомненно, надо оценить как подвиг во имя торжества Истины и счастья народа. Это Нурутдинов Фаргат Габдул-Хамидович. Он сберег от уничтожения бесценный свод болгарских летописей Джагфар тарихы, переданный ему в наследство, подготовил его к печати и опубликовал. Это огромный труд, который под силу разве что  научным институтам. А он сделал это один, причем в условиях материальных затруднений и психологического прессинга. Он нашел в себе силы создать сеть историко-просветительских клубов Болгар аль джадид, что явилось фактом возрождения движения волжских болгар за возвращение родного национального имени. Воистину героическая деятельность Нурутдинова Ф. является важной вехой в развитии национального сознания волжских болгар, важным шагом в обретении собственной Истинной истории.

А свою подлинную историю народ никогда не забывал. Например, мой дед говорил мне: Сынок, мы не татары, а болгары. Многие помнят свое настоящее национальное имя и хотят его вернуть. Это подтверждается официальными признаниями. Например, журнал Известия ЦК КПСС (№10, 1989 г.) опубликовал перечень просьб, регулярно повторяющихся в почте ЦК КПСС по вопросам межнациональных отношений, где читаем: Во многих письмах из разных регионов страны Казанские татары просят именовать их болгарами или булгарами.

Такова ирония истории: КПСС, коммунисты, спустя почти 70 лет, невольно признали, что в 1920 году совершили преступление по отношению к волжским болгарам, насильно навязав им кличку татары в качестве самоназвания.

Народ не только письма пишет с просьбой вернуть родное имя болгары, но и объединяет свои усилия для достижения этой цели. Общественно-просветительская деятельность клубов Болгар аль джадид, в организацию которой большой вклад внёс Кадыров Р.М.- кандидат исторических наук и ближайший соратник Нурутдинова Ф.- явилась необходимым условием для формирования общественно-политического движения Болгарский Национальный конгресс(БНК), создание которого в 1990 году мы расцениваем как объединение идей С.Ваисова и С.Максуди, как начало нового этапа многовековой борьбы болгарского народа за возрождение Волжской Болгарии и возвращение родного имени болгары.

В качестве примера этой борьбы в новых, сегодняшних условиях демократии, можно назвать дело по упразднению неправомерного названия нашей республики «татарская». Именно с такой просьбой обратился БНК в Госсовет РТ. Мы полны надежды, что истина и справедливость восторжествуют, позорное название нашей республики «татарская» будет упразднено, татарское иго будет свергнуто, и волжские болгары обретут возможность возродить Волжскую Болгарию и возвратить родное имя болгары.

Надеюсь, теперь всем ясен ответ на вопрос: Куда исчезла Волжская Болгария?

Её не поглотила Золотая Орда в XIII веке, как нам пытается внушить официальная историография в лице Института истории АН РТ. Просто на месте Волжской Болгарии российские правители создали в XVI веке Казанское воеводство, в XVIII веке - Казанскую губернию, а затем, уже в ХХ веке - татарскую республику, предварительно разрушив республику Идель – Урал штаты, - законную преемницу Волжской Болгарии, созданную по воле самого народа.

А волжские болгары ни в XIII, ни в XV, ни в XIX веках не превратились в татар в результате смешения с каким-либо пришлым народом. Просто  государственная власть, руководствуясь декретом Ленина о создании Татарской республики (ТАССР) от 27 мая 1920 года, насильно заставила их называться татарами.

Президент Болгарского Национального конгресса
Г.Халил
29.06.02


Использованная литература:

1. История Татарской АССР. Под ред. доктора ист. наук М.К.Мухарямова, Казань, Таткнигоиздат,1973.

2. История Казани. Книга I.- Казань, Татарское кн. изд- во. - 1988.

3. История Казани. Книга II.- Казань, Татарское кн .изд-во.- 1991.

4. Халиков А.Х., Кто мы - булгары или татары? Казань: Изд-во Казань, 1992.

5. Алишев С.Х., Казань и Москва: межгосудар­ственные отношения в ХУ-ХУ1 в.в. - Казань: Татарское кн. изд-во,1995.

6. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним, Казань, 1989г.

7. Нурутдинов Ф.Г-Х. Родиноведение, Методическое пособие по истории Татарии, Казань,1995. 

8.   М.Худяков, Мусульманская культура в Среднем Поволжье, Казань, 1922г.

9.   Адиле Айда, Садри Максуди Арсал, М.,1996.

10. Кадыр аль-Булгари, «За целостный взгляд на историю». Журнал «Татарстан», №7, 1997г.


БНК | Статьи | Дела Сутяжные | "Идель-Урал" | Фотогалерея | Портал | Национальная политика | Болгарское единство | Музей ВБ
ваше письмо: bolgarhalil@yandex.ru В гостевую