Почему Шаймиев проиграл суверенитет?

Его идеологи сразу дали простой и каждому понятный ответ на этот вопрос: Москва виновата, Москва опять взяла курс на проведение имперской политики централизации власти и ограничения прав народов.

Наша история гораздо богаче и интересней, чем та, к которой мы привыкли. Нас учили, что татары пришли на Волгу с монголами. На самом деле даже в начале ХХ века татарского народа здесь не было. "Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами". ("История Казани", т.1, Казань, 1988г., с.40). Выразителем интересов народа в то время была мощная организация «Совет волжских болгарских мусульман» (1862 – 1922г.г.).

«Но татары откуда-то пришли же сюда» - скажете вы. В том то и весь секрет, что не пришли. Их просто создали, обязав волжских болгар называться татарами. Это стало возможным потому, что в те смутные предреволюционные годы объявились люди, которые возомнили, что  "мы монголы;  мы татары", и начали борьбу за то, чтобы переименовать волжских болгар в татар. Народ презирал этих предателей, поэтому татаристы даже не смогли создать своей общественной организации.

Но вот наступил февраль 1917 года, и Российская империя рухнула. В условиях свободы и равенства народов в Казани был созван общенародный съезд, на котором было принято решение возродить свою национальную государственность, трагически утерянную в годы правления Ивана Грозного. 22 июля съезд торжественно провозгласил национально – культурную автономию мусульман (а не татар) Внутренней России. Уже в ноябре того же года состоялось первое заседание Национального парламента (Милли Меджлис), на котором было сформировано правительство и избран Президент республики «Идель-Урал» - так назвали чуть позже эту государственность. Первым президентом нашего народа стал Садри Максуди. Он выделялся своей эрудированностью. Получил высшее юридическое образование в Париже, в Сорбонском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии "Иттифак аль муслимин" (Союз мусульман). Два созыва подряд был депутатом Государственной Думы, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры.

Республика «Идель-Урал» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Её Конституция не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России - это федерация. Он говорил: "… мы не хотим быть свободными против русского народа, … мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, которого мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей из народа".  Он не поддался психозу сведения исторических счетов, а принял действенные меры по обеспечению национального достоинства личности. Вот в чем истинная мудрость политика!

И так мы видим, что в среде волжских болгар к осени 1917 года  общественно – политическая мысль разделилась на три течения по способу решения национального вопроса:

  1. Традиционное течение в лице болгаристов предлагало возродить Волжскую Болгарию;
  2. Ложное -  в лице татаристов предлагало создать татарскую  государственность;
  3. Общенародное демократическое – создало национально – культурную автономию.

Захватив власть, большевики разгромили республику «Идель – Урал», разогнали «Совет волжских болгарских мусульман» и, поддержав татаристов, создали татарскую республику. Декрет о создании ТАССР был подписан Лениным 27 мая 1920 года. С той поры народ обязали называться татарами, а его культуру - татарской. Вот когда и как появились татары на Волге!

            Сегодня является аксиомой, что национальная политика КПСС была несостоятельной. Практически большевики и не думали решать национальные проблемы, а в течение 70 лет вели дело к принудительной ассимиляции народов.  Они законсервировали межнациональную напряженность, что явилось одной из причин распада Советского Союза. После этого Россия встала на демократический путь развития. Перед Шаймиевым появилась возможность выбора: продолжать  бесперспективную политику татаризма, навязанную большевиками, или же избрать  демократический способ решения национальных проблем. Он решил продолжать привычную для себя политику КПСС, усугубив её идеей суверенитета. При этом он полностью игнорировал опыт своего народа, который гласит, что идея суверенитета есть средство обеспечения национального достоинства личности в условиях империи и авторитарного режима, угнетающего людей по национальному признаку. В условиях же демократии, когда обеспечены равные права и свободы человека, как в июле1917 года, идея суверенитета превращается в свою противоположность, а именно: в средство достижения национального превосходства. Даже когда был принят закон РФ о национально – культурной автономии (1997 год), даже тогда Шаймиев не свернул с тупикового курса большевиков. В результате эта политика все больше и больше входила в противоречие с политикой федерального центра, основанного на демократической Конституции России и, наконец, суверенитет РТ был признан незаконным Конституционным Судом РФ.

Наверное, у многих возник тревожный вопрос о судьбе С.Максуди.  По воле Провидения он сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж.  Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты  об избавлении родного народа от большевистского ига - этой нежданной напасти. Вернуться в "окаянную" Россию ему уже не суждено. Он работает профессором Сорбонского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он - профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного Собрания и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка - отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне.

Стыдно, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С.Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически позорно умалчивают его имя и великие деяния. Разве не является это свидетельством изначальной порочности политического курса режима Шаймиева?

Президент Болгарскогo Национального конгресса 
Г.Халил

01.10.01

БНК | Статьи | Дела Сутяжные | "Идель-Урал" | Фотогалерея | Портал | Национальная политика | Болгарское единство | Музей ВБ
ваше письмо: bolgarhalil@yandex.ru В гостевую