БОЛГАРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (БНК)

Политическое общественное движение «Болгарский национальный конгресс» Республики Татарстан

Возникновение. Предшественником Болгарского национального конгресса [1] (БНК) являлся казанский клуб любителей истории родного края «Булгар-аль-Джадид» (Новый Булгар). Созданный 27 августа 1988 г. при музее Габдуллы Тукая по инициативе некоторых представителей татарской интеллигенции (Р. Кадыров, Ф.Г. Нурутдинов), этот клуб объединил сторонников возрождения среди татар булгарского исторического самосознания и булгарских традиций. [2] Важнейшей целью в деятельности «Булгар-аль-Джадид» стала борьба за возвращение татарскому народу его «исконного», как считают члены данного клуба, этнонима «булгары».

Общественно-политическую активность клуб «Булгар-аль-Джадид» стал проявлять с самого начала своего существования. Еще до создания клуба, в 1987 г. на страницах некоторых республиканских периодических изданий была инициирована дискуссия об «истинном» этнониме татар. [3] 24 сентября 1988 г. активистами «Булгар-аль-Джадид» был организован в Казани митинг под лозунгом «Мы – булгары». Идея смены этнонима встретила одобрение среди определенной части татар. Подобные казанскому клубу объединения стали возникать и в других городах бывшего СССР (например, летом 1990 г. аналогичное объединение было создано в Набережных Челнах), в результате чего появилась необходимость объединения всех «булгаристов» в единую организацию.

9 декабря 1989 г. на заседании клуба «Булгар-аль-Джадид» было принято решение о проведении учредительного съезда «булгар СССР», который состоялся в Казани 8-9 июня 1990 г. В работе съезда приняли участие около 150 делегатов, представлявших 23 «булгарские» организации различных городов бывшего СССР (Астрахань, Казань, Киев, Магнитогорск, Москва, Оренбург, Ульяновск и др.). Участники съезда приняли решение о создании Булгарского национального конгресса (БНК / Булгар милли меджлесе), утвердили его устав и программу, а также сформировали руководящие органы. Президентом БНК был избран Г.З. Халилов. [4]  

30 августа 1997 г. на III съезде БНК было принято решение о переименовании организации в Политическое общественное движение «Болгарский национальный конгресс» Республики Татарстан. [5]

Юридический статус. 30 июня 1994 г. организация была зарегистрирована Министерством юстиции РТ как Булгарский национальный конгресс (№ 114). 4 сентября 1998 г. она была перерегистрирована Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РТ как Политическое общественное движение «Болгарский национальный конгресс» Республики Татарстан (№ 461/н) [6] .

Структура управления и организационные ресурсы. Структуру БНК по вертикали образуют группы поддержки, местные отделения и центральные органы движения. Высшим руководящим органом БНК является съезд, который проводится не реже одного раза в четыре года. Съезд избирает Политсовет (собирается на пленумы не реже одного раза в год) [7] , постоянно действующий исполнительный орган – Правление, а также Контрольно-ревизионную комиссию (КРК). Персональное руководство движением осуществляет президент БНК, который избирается Правлением сроком на четыре года. По состоянию на 1998 г. в составе Политсовета насчитывалось 21 человек, Правления – 11, КРК – 3 человека. 

Местные отделения БНК образуются в селах, районах и городах республики. Высшим руководящим органом местного отделения является собрание, которое избирает постоянно действующий руководящий орган – Совет местного отделения (СМО). Заседания СМО проводятся не реже одного раза в год. СМО сроком на четыре года избирает председателя Совета местного отделения.

Низшим структурным подразделением БНК является группа поддержки (фактически – первичная организация), которая должна состоять не менее чем из трех человек. Члены группы на определенный срок избирают своего руководителя. Структура группы, формы ее работы, конкретная программа деятельности, процедура проведения собраний определяются участниками группы самостоятельно.

Участниками БНК могут быть как физические, так и юридические лица (сведения о численности членов БНК отсутствуют).

Несмотря на формальный республиканский статус, до недавних пор деятельность БНК распространялась и за пределами Татарстана. На протяжении 1990-х гг. активность проявляли местные отделения БНК в Москве, Оренбурге, Ульяновске, Чите. [8] Что касается Татарстана, то наиболее активно члены БНК проявляют себя в Казани и Набережных Челнах (согласно сведениям Г.З. Халилова, в августе 1997 г. в Казани существовало 27 первичных «булгарских» организаций [9] ). Более того, на протяжении 1990-х гг. в ряде городов местные «болгаристы» сформировали еще один тип объединения – так называемые «булгарские общины», которые представляют собой объединения по типу национально-культурных автономий. [10]  

Периодические печатные издания. Единственным периодическим изданием, отражавшим идеологическую доктрину БНК, был «историко-просветительский вестник болгарской культуры «Болгар Иле». Данный вестник выходил в 1990-1992 гг. в Оренбурге. Всего к концу 1992 г. было выпущено пять номеров, заявленный тираж которых колебался в пределах 12-20 тыс. экз. Редактором «Булгар Иле» был Р. Шарипов. 

Персональный состав центральных руководящих органов.

 Бессменным президентом БНК является Халилов Гусман Зиннатович.

Согласно решениям III съезда движения (30 августа 1997 г.) в состав Правления БНК входят:

Халилов Гусман; Габдрахманов Хабибрахман; Гатауллин Рафаэль; Ижбулатов Мидхат;

Сибгатуллин Фрид; Кадыров Рашид; Кадыров Салих; Минвалеев Руслан; Салихова Фирдаус;

Идеологическая доктрина и программные принципы.

Первая программа БНК была принята на учредительном съезде движения 8-9 июня 1990 г. В последующее время на ее основе была разработана вторая программа, которая была принята на III съезде БНК 30 августа 1997 г. Главной политической целью БНК является возвращение татар к использованию своего «исконного» этнонима «болгары», возрождение «болгарского» национального самосознания и «Болгарского государства» в регионе Поволжья и Приуралья. [11] Необходимость этого обосновывается целым рядом аргументов, которые, опираясь на соответствующую интерпретацию фактов из области татарской истории, антропологии и культуры, формируют историческую концепцию «болгаризма» (болгарскую теорию) – одну из трех основных концепций этногенеза татар.

Историческая концепция «болгаристов» рассматривает средневековых волжских болгар в качестве основных предков современных татар. [12] При этом сторонники данной концепции, как правило, отрицают ценность этнонима «татары», рассматривая его как чуждый, навязанный извне, который, по их мнению, искажает реальную картину этногенеза татарского народа. Сторонники «болгарской» концепции противостоят так называемым «татаристам» [13] . Последние в большинстве своем признают многосоставной характер этногенеза татар, при котором ключевое значение приобретает «золотоордынская» этнокультурная и политическая традиция, в то время как волжским булгарам отводится роль одного из этнорегиональных компонентов. [14] В конце 1980-х гг. сугубо академический спор стал предметом широких дискуссий в прессе, а «булгарская» теория приобрела политический оттенок. [15]

Следует отметить, что, пропагандируя «булгаризм», члены клуба «Булгар-аль-Джадид» и БНК способствовали восстановлению в исторической памяти народа имен некоторых «забытых» татарских исторических деятелей. Прежде всего, это касается таких личностей, как отец и сын Багаутдин и Гайнан Ваисовы, выступавших во второй половине XIX – начале XX вв. с идеей возрождения независимого «булгарского» государства на Волге. [16] Именно Ваисовы стали родоначальниками и главными идеологами политического движения «булгаризма», современными представителями которого являются члены БНК. [17]  

Идеологи БНК заявляют, что практика применения этнонима «татары» «является политикой всестороннего ослабления нации, политикой ее разделения на мелкие части» [18] . Тот факт, что созданная в 1920 г. автономная республика была названа «Татарской», «булгаристы» считают глубокой исторической и политической ошибкой, совершенной под давлением И.В. Сталина (в то время нарком по делам национальностей) и его «приспешников» из числа «служилых татар» (М.Х. Султан-Галиев). [19] Причем, по их мнению, «сегодняшний политический режим в РТ, следуя традициям большевизма, всеми средствами поддерживает татаризм, фактически возвел его в ранг государственной идеологии, не подлежащей критике» [20] .

Республика Татарстан как наследница Татарской АССР не рассматривается идеологами БНК как полноценное национально-государственное образование, не только в силу «нелегитимного названия» (представители БНК предпочитают называть территорию Татарстана и сопредельных с ним районов «Болгар Иле» (Страна булгар)), но и территориальной усеченности. Поэтому, важным условием возрождение «булгарской» государственности считается необходимость объединения территорий Татарстана и Башкортостана в единое государственное образование. [21] Что касается проблемы политического статуса «булгарского» государства, то в этом вопросе позиция БНК претерпела некоторую эволюцию. Если в начале 1990-х гг. заявлялось о необходимости достижения государственной независимости «Болгар Иле» (в данном случае Татарстана), то в настоящее время представители БНК уже не являются сторонниками этой идеи: «Народ реально оценивает ограниченные возможности нынешнего этапа и понимает, что идея отделения от России в данный момент не адекватна политической и экономической ситуации» [22] . Наиболее оптимальным считается сохранение «Болгар Иле» в рамках «Евразийского» «ассиметричного конфедеративно-федеративного объединения». 

Одним из условий возрождения «булгарского» самосознания и государственности считается необходимость самоорганизации граждан на основе принципов общинного управления. При этом «булгарские» общины вне зависимости от места их нахождения должны получить возможность участия в законодательной жизни государства путем делегирования своих представителей в «Национальный совет» – «высший орган для разработки и реализации культурно-национальной политики». «Национальный совет» «должен получить конституционное право утверждать избранного всем населением РТ президента, чтобы этим актом превратить его одновременно в официального лидера всей нации». [23]

Из программы БНК не ясно, каких принципов экономической организации общества придерживается движение. В то же время большое внимание уделено вопросам экологической безопасности, особенно в контексте проблемы сохранения национальной (этнической) среды обитания. Идеологи БНК утверждают о существовании «булгарского экологического менталитета», который, по их мнению, «формировался с доисламских времен и органично вобрал в себя мусульманское экологическое сознание» [24] .

Исламские ценности, хотя и признаются в качестве важнейших основ укрепления «булгарского» национального самосознания, тем не менее, идеологи БНК, в отличие от своих духовных предшественников, особо не акцентируют на них своего внимания. [25] Гораздо большее внимание уделяется вопросам сохранения национального языка. Признавая разрушительный характер процесса его развития (двукратная смена письменности: переход в 1927 г. с арабской графики на латинскую, а в 1939 г. на кириллицу), члены БНК весьма критически оценивают возможные последствия нынешнего перехода татарского языка на латинскую графику. В этой связи они считают более целесообразным в течение 15-20 лет осуществить «возврат к арабской графике, открывающей каждому доступ не только к Корану и исламской культуре, но и болгарским литературным и историческим первоисточникам, копившимся в течение более чем тысячелетия». [26]  

Символика. БНК в качестве своих символов использует эмблему и флаг.

Эмблема движения представляет собой изображение Малого минарета –памятника архитектуры XIV века, сохранившегося на территории останков средневекового города Болгары. Слева от изображения минарета надпись «Болгар», исполненная на татарском языке арабским шрифтом, справа – аналогичная надпись, исполненная латинским шрифтом – BULGAR.

Флаг БНК представляет полотнище, состоящее из трех горизонтальных полос: зеленой посередине и двух красных сверху и снизу. Примерное соотношение полос по ширине 1:4:1. В левой части зеленой полосы (у древка) изображены полумесяц с пятиконечной звездой белого цвета. Зеленый цвет флага и полумесяц с пятиконечной звездой символизируют принадлежность членов БНК (в широком смысле – «булгар») к исламу (в частности, такой флаг имела «Фиркаи Наджия» (Партия избавления), возглавляемая Багаутдином Ваисовым, затем его сыном Гайнаном, духовными лидерами современных «булгаристов»). Красный цвет в сочетании с зеленым восходит к цветам национального флага татар Поволжья («булгар» в трактовке идеологов БНК) в период существования Национально-культурной автономии тюрко-татар Внутренней России и Сибири (1917-1918 гг.). [27] Сочетание зеленого и красного цветов на флаге БНК, возможно, также символизирует принадлежность основателей политического течения «булгаризма» Б. и Г. Ваисовых к революционному движению в духе «исламского социализма».

Основные этапы деятельности.

 Вот уже на протяжении свыше десяти лет приоритетной задачей деятельности БНК является достижение официальной смены этнонима «татары» на «булгары». В контексте этой проблемы и происходит позиционирование движения в рамках партийно-политического спектра республики. В первые годы своего существования БНК активно сотрудничал с умеренным крылом татарского национального движения, поддерживая общую для всех националов идею государственной независимости республики. Члены БНК регулярно принимали участие в работе руководящих органов Татарского общественного центра (ТОЦ) [28] , собраниях татарской интеллигенции, посвященных актуальным проблемам национального развития, мероприятиях митингового характера. Разногласия между БНК и ТОЦ, касавшиеся лишь вопроса о правомерности сохранения этнонима «татары» и названия республики «Татарстан», в то время не имели принципиального характера. Однако с середины 1990-х гг. расхождения между «булгаристами» и ТОЦ стали постепенно приобретать форму политической отчужденности. Руководство БНК стало акцентировать внимание на проблеме смены этнонима, стремясь придать ей общественный резонанс. С этой целью в 1994 г. была инициирована кампания по изменению гражданами из числа татар своей национальной принадлежности на «булгар» судебным порядком. Истцы аргументировали правомерность своих требований не только историческими причинами, но также и положением статьи 26 Конституции РФ, смысл которой сводится к тому, что национальная принадлежность гражданина определяется им самим, никто не вправе насильно навязывать ему другую национальность. В ряде случаев подобного рода иски были удовлетворены. [29] Так, согласно сведениям Г.З. Халилова, к апрелю 1998 г. в Татарстане около 200 граждан смогли добиться изменения своей национальности в пользу этнонима «булгар», из них около 20 человек являлись членами БНК. [30] Правда, несколько позже тот же Г.З.Халилов, говоря о численности новоиспеченных татарстанских «булгар», оперировал цифрой в 180 человек. [31] Что касается самого президента БНК, то он начал процедуру по изменению своей национальности в 1998 г. Получив почти во всех судебных инстанциях России отказ на удовлетворение своего требования, Г.З. Халилов в январе 2000 г. направил жалобу в Европейский суд по правам человека. Однако и там его жалобу признали неприемлемой.

Подобная активность вызывала (и вызывает) резкое осуждение в рядах основной массы активистов татарского национального движения, воспринимающих данные инициативы «булгаристов» как угрозу сохранению единства татарского народа. Характерно, что БНК стал единственной организацией татарского национального движения, которая осенью 1997 г. в период возникновения в Татарстане политической дискуссии о форме нового российского общегражданского паспорта поддержал намерения федеральных властей упразднить так называемую «пятую графу» (запись о национальной принадлежности гражданина). По мнению «булгаристов», отсутствие «пятой графы» позволит исключить возможность насильственного навязывания гражданам национальности. [32]

Члены БНК, как правило, не принимают активного участия в избирательных кампаниях во многом по причине отсутствия значительных организационных и финансовых ресурсов. Правда, перед выборами в Государственную Думу 1999 г. руководством движения была предпринята попытка активизировать данное направление деятельности. В 1998 г. БНК вошел в состав Координационного совета демократических сил Татарстана (КСДСТ), а президент движения Г.З. Халилов стал членом Президиума КСДСТ. Весной 1999 г. в рамках КСДСТ руководство БНК приняло участие в создании правоцентристской коалиции демократических сил Татарстана «Правое дело», которое предполагалось превратить в региональное отделение одноименного общероссийского избирательного блока. Однако эта инициатива провалилась. [33]

После выборов политическая активность БНК резко снизилась, однако лидер движения Г.З. Халилов начал кампанию по переписке с различными властными органами с требованием изменить название республики. Впрочем, эта кампания не принесла позитивных результатов. [34]

Лидеры (биографические сведения).

Халилов Гусман Зиннатович. Родился 20 ноября 1950 г. в Казани. Место жительства – Казань.

Образование высшее. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета. Работал на Казанском вертолетном заводе, в 1981-1997 гг. – в органах МВД.

С июня 1990 г. является президентом движения «Болгарский национальный конгресс» (БНК). С 1998 г. является членом Президиума Координационного совета демократических сил Татарстана (КСДСТ).

Юридический адрес: Казань, ул. Адоратского, д.36а. Тел.: 57-55-92. E-mail:bolgarhalil@yandex.ru
Интернет-ресурсы: http://www.mi.ru/~bolgar

Автор – М.Ф. Сафаров, сотрудник аппарата президента РТ. (Опубликовано в книге: Терентьева И.В., Беляков Р.Ю., Сафаров М.Ф. «Республика Татарстан: политические партии, движения, лидеры» г. Казань, 2001 г.) 

 


[1] Название организации происходит от тюркского этнонима «булгары» / «болгары».

[2] 21 марта 1989 г. Клуб «Булгар-аль-Джадид» был зарегистрирован Казанским горисполкомом.

[3] Эта дискуссия в основном завершилась в 1990 г. См.: Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. – Казань: Мастер Лайн, 1997. – С. 95.

[4] Клуб «Булгар-аль-Джадид» вошел в состав БНК на правах Казанского отделения. С февраля 1995 г. он также является коллективным членом Ассоциации национально-культурных обществ Республики Татарстан (АНКО РТ), в составе которого представляет интересы «этнической группы» «булгар». 

[5] Съезд состоялся в Казани, в его работе приняли участие 51 делегат.

[6] Несмотря на содержащееся в полном названии данного движения определения «политическое», БНК, тем не менее, официально не признается таковым, так как его зарегистрированный устав не соответствует требованиям, предъявляемым к политическим объединениям. 

[7] В 1990-1997 гг. функции Политсовета осуществлял Совет представителей.

[8] Авторы не располагают сведениями о функционировании этих организаций в настоящее время.

[9] Вафин Р. В оппозиции – булгары // Молодежь Татарстана. – 21 августа 1997 г.

[10] Так, 2 августа 1992 г. состоялся I съезд (джиен) «Общины булгар Казани», на котором был сформирован Казанский меджлис булгарской общины (КМБО) во главе с председателем Х.Габдрахмановым. 

[11] Например, в программе, принятой на учредительном собрании Булгарской национальной общины г. Москвы (состоялось 30 января 1993 г.; председатель Ф.Х. Ханбеков), было зафиксировано, что ее члены выступают «за свободную запись национальности «булгар» в личных документах и переписных бланках органов статистики, за обязательное включение булгарской нации в перечень наций России и СНГ с соответствующими шифрами и кодами в переписных бланках». 

[12] Болгарскую теорию этногенеза татарского народа поддерживали такие историки и филологи, как А.П. Смирнов, Х.Г. Гимади, Н.Ф. Калинин, Л.З. Заляй, А.Х. Халиков, М.З. Закиев, А.Г. Каримуллин, С.Х. Алишев и др.

[13] Термин «татаризм» не имеет научной основы и в большей степени представляет собой идеологический ярлык, которым «булгаристы» из числа идеологов БНК «награждают» своих оппонентов. Причем, под «татаристами» они подразумевают последователей двух теорий этногенеза татар, не усматривая между ними особой разницы: тюрко-татарской («золотоордынской») теории (Д.М. Исхаков, И. Измайлов, Р.Ф.Мухаметдинов, директор Института истории АН Татарстана Р.С. Хакимов, группа зарубежных историков татарского происхождения и др.) и теории татаро-монгольского происхождения татар. Общим для всех «татаристов» является негативное отношение к идее использования современными татарами этнонима «булгары», который, по их мнению, не отражает адекватно всю сложность процесса этногенеза татар.

[14] Более подробно о концепциях этногенеза татарского народа см.: Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV века. – Казань: Иман, 2000. – С. 5-11. 

[15] Не следует отождествлять булгарскую историческую теорию с «булгаризмом» как политической идеологией. Если первая опирается на определенную научную базу, то вторая представляет собой вульгаризированную и чрезмерно мифологизированную интерпретацию положений научной теории. Положения политической идеологии «булгаризма» изложены в программе БНК, а также в ряде сомнительных, с точки зрения большинства историков, «исторических» сочинениях некоторых активистов БНК, например, в работах Ф.Г. Нурутдинова. 

[16] Багаутдин Ваисов (1804-1893 гг.) – основатель мусульманского «болгарского» движения (так называемое ваисовское движение); в 1862 г. создал и возглавил религиозно-политическую организацию «Фиркаи Наджия» (Партия избавления). Выступая с антиправительственных позиций, а также пропагандируя идеи социального равенства и независимого «Болгарского» государства, Б. Ваисов в итоге стал жертвой царского режима. После его смерти «болгарское» движение возглавил его сын, Гайнан Ваисов (1878-1918 гг.), который в 1917 г. преобразовал «Фиркаи Наджия» в «Совет волжских болгарских мусульман». Ваисовцы участвовали в установлении Советской власти в Казани, а в последующее время поддерживали большевиков. Это и стало одной из причин убийства Г. Ваисова в 1918 г. Сам «Совет волжских болгарских мусульман» просуществовал до 1922 г. См.: Нурутдинов Ф. Кто он, сказочный Див? // Вечерняя Казань. – 7 апреля 1987 г. 

[17] Лидеры БНК фактически отождествляют свою организацию с «булгаристской» партией «Фиркаи Наджия», созданной Б. Ваисовым в 1862 г. В программе БНК по этому поводу записано, что «движение Булгарский Национальный Конгресс по праву является старейшим общественным движением болгарской нации – нам исполнилось уже 134 года» (данный раздел программы, видимо, написан в 1996 г. – прим. авторов). См.: Программа Болгарского национального конгресса. Принята на III съезде Болгарского национального конгресса 30.08.97. – Казань, 1997. – С.7.

[18] Программа Болгарского национального конгресса. Принята на III съезде Булгарского национального конгресса 30.08.97. – Казань, 1997. – С.6.

[19] Не останавливаясь на вопросе о том, насколько правомерно говорить о поддержке И.В. Сталиным идеологии «татаризма» в 1920 г., следует все же отметить, что именно в период его правления в 1944-1946 гг. булгарская теория этногенеза татар получила официальное признание в научной и идеологической сферах. См.: Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV века. – Казань: Иман, 2000. – С. 9.

[20] Программа Болгарского национального конгресса. Принята на III съезде Булгарского национального конгресса 30.08.97. – Казань, 1997. – С.6.

[21] В контексте этого следует отметить, что башкиры воспринимаются идеологами БНК не в качестве самостоятельного народа, а как «восточные булгары».

[22] Программа Болгарского национального конгресса. Принята на III съезде Булгарского национального конгресса 30.08.97. – Казань, 1997. – С.36.

[23] Там же, с.56.

[24] Там же, с.39-40.

[25] Не в пример нынешним «булгаристам», ваисовское движение по своему характеру было, прежде всего, религиозным (мусульманским). Одним из важнейших положений политической программы Б. Ваисова был следующий тезис: «Религия ислам испорчена муллами и муфтиями. Надо бороться за первоначальную ее чистоту». Кроме того, Б. Ваисов считал, что «все мусульмане равноправны, не должно быть ни баев, ни бедняков», тем самым, интерпретируя исламскую этику с эгалитаристских позиций (прообраз доктрины исламского социализма). Цит. по: Алишев С. Ваисов и его движение. Взгляд из сегодняшнего дня // Вечерняя Казань. – 5 января 1990 г. 

[26] Программа Болгарского национального конгресса. Принята на III съезде Булгарского национального конгресса 30.08.97. – Казань, 1997. – С. 35.

[27] Более подробно об истории возникновения и символике цветов татарского национального флага см. в соответствующем разделе статьи «Всетатарский общественный центр». 

[28] Еще в 1989 г. клуб «Булгар-аль-Джадид» вошел в состав ТОЦ на правах отдельной секции.

[29] Например, в апреле 1998 г. один из жителей Казани, являющийся членом БНК, некто И.В. Кашапов судебным порядком добился права для себя и двоих своих детей сменить татарскую национальность на «булгарскую». Его требование было удовлетворено Вахитовским районным судом г. Казани. См.: Смирнов В. На три булгарина больше // Молодежь Татарстана. – 30 апреля 1998 г. Процесс изменения национальности в паспорте затронул некоторых граждан и за пределами Татарстана. Так, в марте 1998 г. московская газета «Известия» сообщала: «Ульяновец Шаукат Богданов, всю жизнь по паспорту считавшийся татарином, может теперь именовать себя булгаром. Он давно доказывал, что его предки уже более тысячи лет живут на берегах Волги, а не пришли сюда с монгольскими завоевателями. Подав исковое заявление в Засвияжский районный суд, Богданов принес сюда книги об истории государства Волжская Булгария и потребовал изменить ему национальность. Вызванные в суд сотрудники паспортной службы доказывали, что булгары – нация историческая и в России сегодня официально не существует. Однако судья приняла решение в пользу Богданова, сославшись на Конституцию РФ, где записано, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность» ... ». См.: Марянин Н. На Средней Волге возрождаются булгары // Известия. – 6 марта 1998 г. 

[30] Смирнов В. На три булгарина больше // Молодежь Татарстана. – 30 апреля 1998 г.

[31] Смирнов В. Булгары. Кто они? // Молодежь Татарстана. – 21 мая 1998 г.

[32] В утвержденной форме общегражданского паспорта гражданина РФ «пятая графа» отсутствует. 

[33] Более подробно об этом см. статью «Координационный совет демократических сил Татарстана».

[34] В июне 2000 г. Г.З. Халилов обратился к Председателю и депутатам Государственного Совета РТ с требованием упразднить существующее название республики – «Татарстан». Не дождавшись ответа, в феврале-марте 2001 г. он обратился с аналогичным требованием к Председателю Государственной Думы Г.Н. Селезневу и Президенту РФ В.В. Путину, аргументируя его тем, что Татарская АССР была создана декретом СНК, то есть центрального правительства. Из Государственной Думы копии писем были переправлены для экспертизы в ряд научных учреждений, представители которых признали требование Г.З. Халилова необоснованным. В записке директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова было отмечено, что согласно положениям статьи 65 Конституции РФ изменение названия субъекта РФ является прерогативой самого субъекта РФ. В заключении, представленном Центром истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН, было обращено внимание на несостоятельность исторической аргументации Г.З. Халилова относительно необходимости отказа от названия «Татарстан» и этнонима «татары», а также чрезмерную политизацию «чисто академических теорий» (имеется ввиду научный спор относительно этногенеза татар). Кроме того, представители Института российской истории отметили: «Мы оставляем в стороне этическую сомнительность предлагаемой им (Г.З. Халиловым – прим. авторов) реформы, так как вполне вероятно, что предлагаемый этноним «булгарин» или «волжский булгарин» будут вызывать у окружающих сарказм из-за своей искусственности, из-за очевидного для всех вывода: «булгарин – это татарин, который стыдится или стесняется называться татарином». Такое же отношение может сложиться и к переименованию Татарстана». См.: http://www.mi.ru/~bolgar

БНК | Статьи | Дела Сутяжные | "Идель-Урал" | Фотогалерея | Портал | Национальная политика | Болгарское единство | Музей ВБ
ваше письмо: bolgarhalil@yandex.ru В гостевую